ур

Скальный массив Семь Братьев

Туора: литературный дневник

В далёком 1980 году я организовал детский клуб спортивных путешествий «Десант» в городе Ижевске. О нём много можно рассказывать. Я коснусь только двух эпизодов, поскольку они переплетаются с моим сегодняшним днём.

***
Вчера в Выставочном центре «Удмуртия» я снимал видео о городе будущего. Любопытная выставка, которую мне рекомендовал посмотреть Дим Саныч, экспонировалась последние дни. При съёмке в кадр всё время попадал некий «персонаж» с кругленьким животиком. Через некоторое время он подходит ко мне с вопросом:

– Дед Николаевич, Вы меня не узнаёте?

Судя по обращению, это был один из «десантников». Перечислив некоторых, я так его и не узнал. Оказалось, что этим неузнаваемым был Руслан У.
После выставки поехали к нему домой. А женой его была та девчушка, с которой он познакомился у нас в клубе. Они ещё 30 лет назад вместе ходили в походы и стали неразлучными. Просидели за воспоминаниями почти всю ночь…
***
В КСП «Десант» была разносторонняя подготовка: физическая, техническая, тактическая, горная и многие другие. И походы еженедельные и 5-6 раз в год выезжали на сложные маршруты по России. Активность членов клуба (постоянных около 150 и всего не менее тысячи) учитывалась по сложной рейтинговой системе. И те, кто попадал в первую десятку, объявлялись спасателями. Они умели всё!!!
Таким «умеющим всё!» были Руслан У. и его друг Костя С. И когда в горах я им (детям ещё — старшеклассникам) выдал немыслимо сложное задание, я не был уверен, что ребята смогут его выполнить. Я сам тогда был удивлён, когда они вернулись «на щите».
Первенство Удмуртии по скалолазанию проводилось в ноябрьские дни на скальном массиве «Семь Братьев», что на севере Свердловской области. Электричкой полтора часа от Свердловска (Е-бург или Екатеринбург сейчас), затем каким-то местным поездом в два вагончика, потом с десяток километров пешком по лесным дорогам и тропам и – вот они: «Братья». Палаточный лагерь, костры, ужин, тренировки на скалах…
***
Первый день соревнований принёс беду. К вечеру на одном из маршрутов с пятиметровой высоты упала девушка. Выпускающий был недостаточно внимателен перед стартом. На маршрут спортсменка ушла с незавёрнутой муфтой карабина, то есть практически без страховки. В результате — несчастный случай.
Соревнования остановили. Утром наметили транспортировку пострадавшей…

А ночью лагерь настиг мощнейший снегопад. Утром палатки наполовину были занесены снегом, их пришлось откапывать. Вода в горном ручье катастрофически быстро поднималась. Главный судья соревнований приказал срочно всех эвакуировать на другой берег. Соревнования были прекращены. И при переправе не обошлось без приключений. В первую очередь переправили пострадавшую. Потом по колено, а то и выше, в снегу колонна в 150-180 человек двинулась в обратный путь.

Все вымотались до предела, когда вышли на подобие дороги. На привале я двум своим ребятам (Руслану и Косте) дал задание: найти транспорт, хотя бы лошадь, для скорейшей доставки больной в населённый пункт. «Мои спасатели» бегом ринулись вперёд…

Они нашли! Пригнали какой-то трактор с прицепом, в который погрузили пьяного тракториста. За рулём был Руслан (Они умели всё!!!)…
***
Летом того же года ребятки, те же – из рейтинговой десятки клуба, реально спасли в Свердловске утонувшего паренька. Тогда мы ехали на Урал, в горы… Но это уже другая история.